16 ноя, 12:47
В интервью «Профилю» министр экономики Владимир Макуха рассказал о том, за что правительство любит свободные экономические зоны и почему в Украине самый дешевый газ в Европе
— Как вы оцениваете первые 100 дней правительства?
— Очень позитивно. Не потому, что хотим похвастаться, сказать, что были лучше предыдущего правительства. Но сделано уже достаточно много. Мы начали с инвентаризации. Попытались разобраться, в каком состоянии экономика, финансы. Итог оказался неутешительным, и мы практически сразу приняли программу антикризисных мер.
У нас вызывали очень серьезную тревогу несколько унаследованных проблем. Первая — энергетическое обеспечение страны: не было баланса по газу на четвертый квартал года, неизвестно было, откуда он будет поступать, по какой цене. Скорее всего, цена должна была быть $200 за 1 тыс. кубометров и выше. Не было договоренностей и на 2007 год. Практически не было газа в хранилищах. Под угрозой оказались и обеспечение населения теплом, и транзит в Европу. Ситуация была близка к катастрофической. Вторая проблема — по самым скромным подсчетам, скрытый дефицит бюджета составлял порядка 7 млрд. грн. Третья — у нас испортились отношения с РФ, которая закрыла для нас рынок мясомолочной продукции.
Достаточно интересно была построена и система государственных платежей. Практически все основные платежи и госзакупки планировались на конец четвертого квартала. Если учесть сложность и длительность процедур закупок, то эти деньги фактически не могли быть использованы. Многие важные для экономики вещи не были бы профинансированы. А средства вернулись бы в бюджет уже как поступления. Это не просто нарушения — это уже фальсификация.
— С чем это было связано?
— Это, с одной стороны, объективно обусловленное, а с другой — осознанно-вынужденное нарушение. Предыдущее правительство взяло на себя слишком высокие социальные обязательства. И было очень последовательным в их реализации. В результате мы имели ситуацию, когда при росте ВВП на уровне 2,5-3% в прошлом году, социальные расходы выросли на 20% и более. Представьте, если бы у домашней хозяйки увеличились доходы на 3 рубля, а растраты — на 20 рублей. Мы жили не по средствам. И поэтому средства от продажи «Криворожстали» были практически все потрачены за год. Вместо того чтобы инвестировать в экономику, создать дополнительные рабочие места.
— Что было сделано вашим правительством?
— Мы строго следовали программе антикризисных мер, и нам удалось в полном объеме обеспечить баланс газа на четвертый квартал 2006 года: в подземные хранилища закачано 25 млрд. кубометров. Теперь можем быть спокойны, что его хватит для обеспечения населения и непрерывных поставок в Европу. Мы договорились о поставках газа в Украину на ближайшие три года. Определена цена на 2007 год — $130 за 1 тыс. кубометров, одна из самых низких в Европе. Мы получили прогнозируемый уровень энергетической безопасности.
Кроме того, мы упорядочили отношения с Россией на рынке мясомолочных продуктов и наши производители опять смогут расширять производство и экспортировать…
— Скольких политических уступок России это стоило Украине?
— Да не было никаких политических уступок. Ведь и Россия заинтересована в стабильных и прогнозируемых отношениях с Украиной. Найден здоровый компромисс. Скажем, по организации поставок газа из Центральной Азии и ценой за транзит российского газа в Европу. Многие говорят: давайте поднимем плату за транзит России. Да, но тогда Россия поднимет плату за транзит в Украину азиатского газа. И, выигрывая там, мы потеряем тут. Нам удалось найти баланс интересов. Хотя к новой цене в $130 нам надо адаптироваться. Но теперь мы можем плавно подготовиться к ценам на энергоносители, которые действуют на мировом рынке.
— Почему мы не можем закупать больше дешевого туркменского газа?
— Дело не в объемах контрактов. Пока мы ссорились с Россией и Узбекистаном, РФ закупала у Туркменистана газ в количестве, исчерпывающем пропускную способность трубопровода, который проходит по территории Узбекистана и России. Возможно, в Туркменистане газа есть и больше. Но мы не можем его забрать…
Наше правительство впервые за время независимости Украины готовит программу действий Кабмина не на один год, а на пять лет. Ее проект практически готов, прошел обкатку на двух общественных слушаниях. Это будет достаточно сбалансированный документ. Мы подготовили также программу социально-экономического развития на 2007 год. И, кажется, впервые она была принята правительством не после, а до принятия закона о бюджете. Раньше подобные программы принимались в виде пояснительной записки к бюджету. Хотя это должен быть самостоятельный документ, который определяет основные направления развития экономики страны на 2007 год. Для привлечения инвестиций в страну мы разработали проект закона о возобновлении работы СЭЗ.
— Это как раз то, за что так сильно критикуют правительство.
— Мы учли негативный опыт работы СЭЗ и исключаем из перечня деятельности и товаров, по которым предоставляются льготы, товары 1-24 группы, то есть продовольственные товары и все подакцизные товары, ранее беспошлинно ввозившиеся через СЭЗ. Бизнес будет получать льготы в этих зонах только по инвестиционной составляющей. Мировой опыт свидетельствует, что такие зоны могут стать локомотивом развития, «полюсами развития». Надеемся, что со следующего года они заработают и также станут полюсами привлечения инвестиций.
— За последние месяцы в Украине выросла инфляция. Почему?
— Потому что выросли административно устанавливаемые тарифы на коммунальные услуги. С одной стороны, этот рост объективен. Пока выборы шли за выборами, никто не хотел брать на себя ответственность и тарифы не повышались по три-шесть лет. Многие коммунальные предприятия работают на грани убыточности. А местные бюджеты не имеют достаточно средств для дотаций. С другой стороны, мы предприняли ряд мер, чтобы способствовать снижению тарифов.
— Что это за меры?
— Мы разработали механизмы снижения цены газа для населения. Сейчас для квартир, в которых стоят газовые плиты, его цена будет составлять 339 грн. за 1 тыс. кубометров. Это даже ниже цены, принятой предыдущим правительством. Мы также очень активно поработали с нефтетрейдерами. И нам удалось снизить цены на бензин. Сейчас работаем над тем, чтобы, учитывая более низкую стоимость энергоносителей, снизить коммунальные тарифы и плату за проезд на транспорте.
— Как вам удалось так снизить цены на газ?
— Мы будем продавать населению газ, добытый в Украине. Его должно полностью хватить на нужды украинцев. По нашим подсчетам, его себестоимость не должна превышать 150 грн. за 1 тыс. кубометров. С учетом накруток, небольшой прибыли мы как раз и выходим на 339 грн. За 1 тыс. кубометров. Принято решение, что весь отечественный газ должен идти на нужды населения.
— А за счет чего удалось снизить цену на нефтепродукты?
— Это тоже было составляющей антикризисной программы. Говорят, что в мире падают цены на нефтепродукты и поэтому должны автоматически падать цены у нас. Но когда в Украине вслед за снижением цен в мире снижалась цена бензина? Государство ввезло 1 млн. т нефти дополнительно, и мы предупредили нефтетрейдеров, что сами ее переработаем. И тогда цена на бензин упадет, хотят они того или нет. После чего правительство предложило нефтепереработчикам выйти на приемлемые цены. И нефтетрейдеры на это пошли. А сейчас мы разрабатываем механизмы стимулирования переработки нефти и производства бензина в Украине. У нас один из самых низких уровней переработки нефти в Европе. Его глубина составляет 65%, тогда как у белорусов он уже приближается к 90%. Пока что в Украине выгодней не производить, а завозить бензин, особенно учитывая, что нужна модернизация НПЗ. Но при определенных, льготных условиях, они готовы будут на это пойти.
— Киевский мэр Леонид Черновецкий, втрое повысивший коммунальные тарифы в столице, знает о ваших рекомендациях?
— Мы в ближайшее время планируем встретиться с Леонидом Михайловичем и проговорить эти вопросы. Мы хотим сесть с Киевской администрацией и посмотреть, насколько обоснованно повышение тарифов, принимая во внимание, конечно, что они давно не повышались. Лично мне кажется, что так резко повышать их не совсем правильно, в том числе и политически — это отразится уже и на самом мэре.
— Что вам не удалось сделать за первые 100 дней?
— Некоторые вещи можно было сделать быстрее. Но правительство работает первые 100 дней. Новой команде нужно время, чтобы разобраться, оценить ситуацию, разработать стратегию развития. Например, хотелось бы побыстрей вступить в ВТО. Мы вступаем туда уже 13 лет, и только Китай вел переговоры дольше.
— И, наконец, Владимир Алексеевич, назовите несколько основных приоритетов работы Министерства экономики на 2007 год.
— Прежде всего, нам необходимо завершить работу над программой деятельности правительства — среднесрочным программным документом развития национальной экономики. В этом документе должны быть прописаны конкретные механизмы достижения целей, стоящих перед правительством. Мы должны, не вмешиваясь в действие рынка, уметь использовать определенные инструменты влияния на параметры экономики, построить качественно новую систему государственного управления ею.
Одновременно мы работаем и над законодательным обеспечением деятельности правительства, которое позволит эти механизмы задействовать. Нам предстоит упорядочить и сделать прозрачными системы лицензирования предпринимательской деятельности, экспорта зерна, в частности. Нам немедленно необходимо наладить диалог с бизнесом, в условиях вступления в ВТО нужно усовершенствовать систему стандартизации, завершить процедуру вступления в ВТО и подготовиться к тем последствиям, которые этому сопутствуют.
Михаил Мищишин
«Профиль»
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/130461.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua