11 окт, 18:14
Бессменный рулевой и идейный вдохновитель Международного кинофестиваля «Молодость», объективно оценивая сегодняшние реалии украинского кино, тем не менее, считает, что через 3 - 5 лет ситуация кардинально изменится в лучшую сторону. Что же дает ему повод для оптимизма?
- Андрей Яковлевич, что же все-таки мешает сегодня реанимации украинского кинематографа?
- Трудно ответить. Есть множество факторов - как объективных, так и субъективных. Прежде всего это общее экономическое развитие страны. Грубо говоря, как часто обыватель может выложить из своего кармана от 20 до 50 гривен за билет в кино. Большинство нашего населения сегодня может себе это позволить раз в месяц. А это очень мало! Далее: жизненно необходимо создать грамотную систему кинематографа (в частности, реформировать систему кинопроката, выведя ее из-под влияния российских прокатчиков). И наконец, проблема финансирования отрасли. Я не верю, что денег нет! Скорее, их не верно тратят. Думаю, что в декабре каждого года Минкульту следует официально опубликовать финансовый план на следующий год. И пусть творческие союзы кричат, что тому-то дали мало, а тому-то - много! Но общественность должна видеть, на что идут деньги: наши с вами деньги - деньги налогоплательщиков. А в январе, соответственно, нужно представить отчет о том, как были потрачены средства за прошлый год. И сразу стало бы ясно, на какой фильм или фестиваль дали много, на какой - мало, а на какой - вообще ничего. Тогда уже можно дискутировать, обсуждать. Но когда мне говорят, что денег нет, а я точно знаю, что на глупости выбрасываются миллионы, то это означает лишь одно - система не работает.
- А будет ли кому работать в этой системе, когда ее все же наладят? Кого не хватает украинскому кино - режиссеров, продюсеров, актеров, сценаристов?
- Не хватает всех. К сожалению, молодое поколение кинематографистов несколько потеряно. Был период, когда им просто негде было работать, и они уходили на телевидение, меняли профессию, становились клипмейкерами и так далее. Сейчас некоторые из них возвращаются в кино. К сожалению, многие из тех, кто дебютировал в полнометражном кино в этом году, не имели настоящей кинематографической культуры и опыта. Одно дело - снимать клипы, и совсем другое - полный метр.К примеру, в России ситуация следующая: ребята стартуют в клипах. Потом им дают возможность снять короткометражку. Далее - мини-сериал. И тогда уже их запускают в полнометражное кино. Аналогичная ситуация у поляков: недавно на деньги Союза кинематографистов Польши начинающие кинематографисты под руководством таких мэтров, как Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси сняли десять 30-минутных (а ведь это уже не короткий, а средний метр!) фильмов. И уже дальше лучшим из них доверят полнометражные картины. У нас, увы, этого нет: мы сегодня, как в 1917 году, пытаемся из отсталого аграрного строя сразу же выскочить в коммунизм. Должны быть брошены усилия на подготовку студентов: следует создать им условия, дать средства на качественную пленку, чтобы уже в институте они могли работать профессионально, а не как подмастерья. И конечно же, нужны те, кто бы хотел и мог учиться. Нужны таланты. К примеру, проблема сценариев. Она существует во всем мире. И мы в этом году в рамках фестиваля сосредоточим усилия мастер-классов именно на проблемах сценарного мастерства. Так, к примеру, я состою в жюри конкурса «Коронация слова». Ну, наградили мы кого-то в этом году, но лично я не рекомендовал бы ни один из представленных сценариев к постановке... В украинском кино сейчас есть случайные деньги и случайные люди. Но, думаю, эта ситуация, несомненно, будет меняться. Так, в игровое кино приходят люди из кино документального, и, думаю, следующий год будет богат интересными дебютами. К примеру, в совместном производстве с Эстонией заканчивает свой фильм выдающийся документалист Роман Ширман: это будет экранизация детской сказки. Хотя, скорее даже, философская сказка для взрослых. Достаточно интересная работа.
- Мэйнстрим, арт-хаус - сегодня постоянно ведутся жаркие споры относительно того, куда же двигаться украинскому кино.
- По моему мнению, безусловно, прежде всего развиваться нужно в сторону коммерческого кино. Появление арт-хаусных авторских фильмов, новаторские поиски возможны только тогда, когда существует индустрия. Когда есть мощный локомотив в виде блокбастеров, тянущий за собой авторское кино. В той же Америке арт-хаусные фильмы снимаются на тех же студиях, что и блокбастеры: на деньги, которые студия может выделить благодаря успешному прокату больших коммерческих картин. Повторюсь, но у нас должна, прежде всего, создаваться индустрия. И донатором ее должно быть телевидение, зарабатывающее деньги на сериалах и потом вкладывающее их в кинематограф. Это - распространенная и эффективная практика: во всем мире телевидение является одним из сопродюсеров игрового кино. Одним словом, становление отечественного кинематографа - процесс длительный. И нужен какой-то успех, один удачный фильм, который потянул бы за собой остальных.
- И когда, по Вашему мнению, на нашем горизонте может появиться хотя бы один такой «локомотив»?
- Думаю, уже скоро. К примеру, новый фильм Киры Муратовой «Еще две истории: одна простая, вторая сложнее», премьера которого состоится на церемонии закрытия нынешней «Молодости», вполне может иметь коммерческий успех, если его грамотно прокатать. Или, вернувшись к тому же «Мазепе»: на этапе продвижения этой картины к зрителю попросту не сделали того, что нужно было сделать. Не будем обсуждать художественные достоинства фильма: один лишь шум, который предварял его появление, был гарантией зрительского интереса. Но ленту просто не подготовили к тому, чтобы заполнить кинотеатры! Чарли Чаплин говорил, что он «делает кино и для кухарки, и для Энштейна». И вот в его «Огнях большого города» «кухарки», подобные тем, которые сегодня смотрят мыльные оперы, видели чудесную мелодраматическую историю. А подготовленный зритель, в свою очередь, видел двойное, тройное дно. В этом и заключается секрет настоящего искусства, настоящего мастерства. И думаю, что фильм Муратовой именно по этим соображениям может стать по-настоящему кассовым. Но, повторюсь: если правильно организовать его прокат.
- В контексте того же «Мазепы»: Андрей Яковлевич, не кажется ли Вам, что у нас сегодня наблюдается некоторая передозировка кино «козацької доби»?
- Я не думаю, что эта тема себя исчерпала. Просто не нужно пытаться делать ликбез по истории, детально излагать хронологию жизни Богдана Хмельницкого или кого-то еще. Следует просто рассказать интересную историю: где есть любовная драма, интрига, юмор - что угодно! И где исторические вещи, как у Дюма, служат лишь фоном. Это - и обращение к истории, и привлечение зрителя. Да, очень трудно сделать в Украине дорогой фильм. Но - открыты финны, французы, шведы, американцы, азиатские страны, готовые снимать фильмы вместе с нами. Совместное производство - это, прежде всего, возможность выйти на международный рынок, а также решить многие финансовые проблемы на стадии производства. Почему бы этим не воспользоваться?! В целом, я не думаю, что кардинальный прорыв в украинском кино произойдет совсем уж скоро. Но через три года, максимум - пять лет, ситуация определенно изменится к лучшему.
- Кто из звезд посетит «Молодость» в этом году?
- Сейчас этот вопрос уточняется. Уже известно, что председателем жюри будет выдающийся британский режиссер Джон Ирвин, известный, прежде всего, по фильмам «Месяц у озера», где снималась Ума Турман, а также - «Ближайший родственник» с Патриком Суэйзи. И еще две большие звезды обязательно будут на открытии фестиваля. Но их имена я пока называть не стану.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/125407.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua