Банки ловят на контрабанде

12 дек, 17:35

В Москве продолжается зачистка банков. Следователи провели выемку документов в Межотраслевом промышленном банке и Маркетинг-банке. Оба банка обвиняются в контрабанде бытовой техники и табачных изделий в Россию. В РСПП уже вспоминают прошлогодний банковский кризис.
В понедельник следователи МВД и Генпрокуратуры пришли с проверкой сразу в два московских банка. Первым был Межотраслевой промышленный банк на Малой Красносельской, дом 2/8, строение 4. Вторым оказался малоизвестный широкой публике Маркетинг-банк.
И следователи, и сотрудники банков оказались немногословны. Цитируемый «Интерфаксом» источник в Главном управлении МВД по ЦФО сообщил, что обыск в Межпромбанке проводился «на основании оперативных данных об «отмывании» денег и легализации денежных средств, добытых преступным путем, а именно, контрабандой».
По словам источника, банк выделял средства различным организованным преступным группировкам, которые покупали за границей бытовую технику и через Белоруссию ввозили на территорию России.
ОАО «Межотраслевой промышленный банк» был зарегистрирован в Банке России и начал свою деятельность 19 октября 1994 года как Акционерный коммерческий банк «Лакар» (АОЗТ). Первоначально банк был ориентирован на обслуживание организаций и предприятий атомной промышленности. В совет директоров банка входил бывший министр по атомной энергии Евгений Адамов, находящийся сейчас под стражей в Швейцарии по обвинению в присвоении $9 млн, выделенных России на повышение безопасности ядерных объектов. Позже банк начал обслуживать предприятия других отраслей национальной экономики. По итогам трех кварталов Межпромбанк занял 268-е место по размеру активов в рейтинге «Интерфакса».
На границе злоумышленники меняли номера на машинах так, как будто товар был приобретен в России, а не за рубежом. Пошлины при ввозе техники, естественно, не платились.
Схожие обвинения были предъявлены и сотрудникам Маркетингбанка, расположенного на Фрунзенской набережной в Москве.
«В Маркетингбанке был изъят $1 млн», – уточнил представитель следственного правления МВД.
По его словам, банк участвовал в схеме, при которой на деньги Межпромбанка закупались товары народного потребления, бытовая техника и партии табачных изделий из-за рубежа.
В самих Межпромбанке и Маркетинг-банке после первых сообщений об обысках оперативно замолкли все телефоны, а сотрудники оказались недоступны для комментариев. Позже начальник отдела маркетинга Межпромбанка Ирина Кузоватова заявила в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что выемка документов в банке не связана с его деятельностью. «Это плановые проверки, возможно, они связаны с какими-то клиентами», - заявила она, и добавила, что надеется «это не отразится на клиентской базе нашего банка, хотя имидж, конечно, подпорчен».
«Подобная схема, когда банк выступает гарантом, реализуется достаточно часто», – подтвердил «Газете.Ru» возможные обвинения в адрес Межпромбанка руководитель службы общественных связей Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электоробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов.
«Обслуживанием экспортно-импортных операций занимаются многие российские банки, – согласен с ним аналитик компании «Проспект» Игорь Лавущенко. – Эта сфера очень уязвима для коррупции. Контроль слаб из-за пробелов в законодательстве и злоупотреблений со стороны чиновников на местах».
Ввозимые товары, по его словам, могут либо вообще не оформляться, или же импортер может указывать недостоверную информацию при оформлении, что могли делать и в Межпромбанке.
Однако «договориться с банком можно по-разному, как обходными путями, так и напрямую, не могу сказать, к какому разряду относится конкретный случай», – пояснил «Газете.Ru» директор по связям с общественностью торговой сети «Эксперт» Виктор Кожевников.
«Лично я не имею данных ни об одной компании на российском рынке, которая бы не занималась «серым» импортом.
Только за последние месяцы, после того как компании обязали предоставлять прайс-листы, объем серого рынка вырос на 7%, – подчеркнул один из игроков рынка бытовой техники, пожелавший остаться неизвестным, в связи с предъявленными Межпромбанку обвинениями.
– А белорусская бытовая техника – это вообще давно красная тряпка для таможни».
Связано это, по его словам, с тем, что таможенный режим на российско-белорусской границе отсутствует как класс. В результате, по некоторым данным, сумма контрабанды через Белоруссию в Россию составляет $400 млн в год.
В 2004 году было конфисковано товаров на 75 млн белорусских рублей. Однако это лишь 3–5% всех проверенных машин, полагают эксперты. В 2005 году совместная проверка, проводимая российскими и белорусскими таможенниками, привела к возбуждению дела лишь против одной московской фирмы, которая ввозила контрабандой итальянскую бытовую технику в Россию через Белоруссию. Название фирмы и то, имеет ли она отношение к Межпромбанку и Маркетинг-банку, в МВД не сообщают.
«Чтобы реально бороться с контрабандой товаров через Белоруссию, нужен совершенно другой стандарт проведения проверок импорта. К примеру, маркировка товаров электронными метками», – полагают участники рынка.
«Проводимые же прокуратурой обыски не прекратят контрабанду, а лишь дестабилизируют ситуацию на и без того шатком финансовом рынке», – считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Обвинения Межпробанка и Маркетинг-банка в контрабанде он предпочел не комментировать.
«Однако последние обыски в банках МДМ и «Нефтяной» были проведены с излишней публичностью, – считает глава РСПП. – И хотя мы, конечно, не вмешиваемся в действия правоохранительных органов, но считаем абсолютно недопустимой публичную технологию работы с банками».
«Банки – это чувствительные институты. И даже если сейчас окажется, что проверка ничего не дала, и выяснится, что все в порядке, то банки могут пострадать», – полагает Шохин.
«Мы еще не забыли банковский кризис прошлого года, когда были слухи о том, что есть какой-то «черный список» банков, которые будут обвинены в отмывании грязных денег и у них будут отобраны лицензии. Деньги любят тишину, поэтому проверки надо проводить спокойно, а информацию о проверках следует публиковать лишь только после того, как будет найден повод для предъявления обвинений и уголовное дело будет передано в суд», – полагает глава РСПП. Пока же, по его словам, правоохранительные органы «действуют по принципу слона в посудной лавке».

ГАЗЕТА.RU


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/123502.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua