Чрезмерная опора узбекских властей на хлопок может вызвать опасные социальные последствия

20 апр, 09:03

По словам узбекских властей, в 2005 г. страну ожидают блестящие перспективы со сбором хлопчатника – культуры, имеющей важнейшее значение для Узбекистана. Однако, по мнению автора выходящего в скором времени в свет труда по сельскому хозяйству Средней Азии, опора Узбекистана и его соседей на производство хлопка имеет потенциально дестабилизирующие последствия.

По сообщению агентства "Прайм-Тасс", представитель хлопковой монополии Узбекистана "Узхлопкопрома" прогнозирует 6,6-процентный рост экспорта хлопчатника в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом. В этом году планируется собрать 3,6 млн тонн хлопка-сырца, т.е. чуть больше, чем в 2004 г. Для испытывающей затруднения узбекской экономики экспорт хлопчатника является важнейшей статьей экспорта, давшей стране в 2003 г. почти 900 млн долларов. Узбекистан находится на пятом месте в мире по производству хлопка.

Оптимистичные прогнозы заслоняют реальные проблемы – и не только в Узбекистане, но также в Таджикистане и Туркменистане. По мнению Майкла Холла, аналитика Группы по предотвращению кризисов (ранее называвшейся Международной группой по предотвращению кризисов), сектор сельского хозяйства в Средней Азии находится в опасной зависимости от хлопка как экспортной культуры. Как отмечает Холл, завершивший недавно труд о среднеазиатской хлопковой монокультуре, особое беспокойство вызывают структурные проблемы в Узбекистане, где власти склонны либо отрицать существование проблем и злоупотреблений, либо оправдывать происходящее, ссылаясь на экономическую необходимость.

Опора правительств среднеазиатских стран на хлопок "диктует необходимость в системе жесткого политического и общественного контроля", сказал Холл, выступая 8 февраля с изложением своих выводов в Институте "Открытое общество" в Нью-Йорке. Существующая практика является "гораздо более опасным источником потенциальной угрозы для общества, чем наркоторговля, непосредственно затрагивая жизни миллионов людей", – сказал Холл. Составленный Холлом отчет для Группы по предотвращению кризисов будет опубликован через несколько недель.

По словам Холла, власти среднеазиатских стран слишком жестко контролируют все аспекты хлопкового производства. В результате фермеры часто оказываются в тяжелой ситуации и получают слишком мало денег за свой труд. "Доходы получают не те, кто работает на хлопковых полях, сажают хлопок и выращивают его", – сказал Холл. Например, в Таджикистане "крестьяне, выращивающие хлопок, обычно гораздо беднее тех, кто выращивает картофель, что является своего рода парадоксом, учитывая, что хлопок является экспортной культурой номер один".

По словам Холла, в самые тяжелые условия поставлены женщины. "Женщины делают почти всю работу, однако получают гораздо меньше работающих бок о бок с ними" мужчин, – сказал Холл. Из-за экономической разрухи в постсоветскую эпоху в сектор сельского хозяйства пришло большое количество женщин, и власти пользуются избытком рабочей силы, устанавливая заработную плату на уровне прожиточного минимума. Женщины, по-видимому, в меньшей степени способны оказывать давление на местные власти и начальство, добиваясь улучшения условий своего труда, добавил Холл.

"Единственной причиной, по которой женщины вообще работают на хлопковых полях, является то, что им разрешают собирать хлопковые стебли... один из главных источников тепла в зимние месяцы в сельской местности", – сказал Холл.

Проблемы сельского хозяйства приводят к обострению других социальных проблем в Средней Азии. Например, сказал Холл, некоторые женщины, пытаясь избежать эксплуатации на хлопковых фермах, выбирают еще более опасные профессии, в частности проституцию. Рост проституции в сельской местности "открывает широкий путь для торговли людьми и других форм эксплуатации", – сказал Холл.

Кроме того, существующая практика приводит к тому, что государства Средней Азии все чаще нарушают права человека, особенно в сфере использования принудительного труда. По словам Холла, региональные правительства нарушают законы, запрещающие работать детям до 16 лет. "Во время сбора урожая хлопка внутренние законы и международные нормы регулярно игнорируются", – сказал Холл. "Это затрагивает детей начиная со второго-третьего класса школы и вплоть до взрослых работников".

В Туркменистане и Узбекистане десятки тысяч детей школьного возраста в сельской местности трудятся на полях, собирая хлопчатник, часто работая за гроши или вообще без оплаты, не обеспеченные едой, водой и жилищем, сказал Холл. В некоторых случаях использование труда студентов вызывает активные протесты со стороны местных фермеров, которые понимают, что эта практика снижает их заработки, сказал Холл.

Холл признал, что "не существует простых ответов", когда речь заходит о реформе сельскохозяйственного сектора в Средней Азии. Однако, добавил он, правительства стран Средней Азии сделали бы важный шаг в правильном направлении, если бы существенно снизили свое вмешательство в сельское хозяйство.

"Властям надо оставить в покое сельское хозяйство", – сказал Холл. Для поощрения диверсификации фермерам должны быть даны более широкие права в выборе культур и установлении цен за свою продукцию. В то же время, подчеркнул Холл, "любая реформа, направленная на снижение зависимости от хлопка, должна быть частью общей экономической и политической реформы, касающейся не только одного сельского хозяйства", сообщает Eurasianet.

Инф. Textilemarket


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/12316.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua