Венецианская Комиссия изучает проблемы конституционного развития Украины

13 июн, 14:23

Венецианская Комиссия активно изучает текущие проблемы конституционного развития Украины

(относительно участия Министра юстиции Сергея Головатого в работе 76-го пленарного заседания Европейской Комиссии „За демократию - через право”)

9-10 июня состоялось очередное ( 67-ое) пленарное заседание Европейской Комиссии „За демократию - через право” (Венецианской Комиссии), в котором принял участие член Комиссии от Украины - Министр юстиции Сергей Головатый.

Как сообщил Министр юстиции, на этот раз в повестку дня заседания было включено три проблемных вопроса современного конституционного развития Украины, которые нуждаются в советах со стороны Венецианской Комиссии. По одному из них Комиссия сделала свой обобщенный вывод сейчас, а относительно двух других - принятие выводов перенесено на следующее заседание, которое состоится в октябре.

Так, рассмотрев вопрос  „Возможности конституционного и законодательного совершенствования обеспечения непрерывности функционирования Конституционного Суда Украины”, Комиссия на основе комментариев, которые их подали эксперты - члены Комиссии по Латвии (господин Ендзиньш), Словакии (господин Мазак) и Венгрии (господин Пачолай), рекомендует Украине принять соответствующие конституционные и законодательные изменения с целью обеспечения и гарантирования стабильного функционирования украинского органа конституционной юрисдикции.

По словам Министра юстиции Сергея Головатого, такие изменения должны быть направлены, в частности, на то, чтобы:

·        предусмотреть, что ранее назначенный или избранный судья Конституционного Суда Украины остается на должности и осуществляет свои полномочия, пока не приобретет полномочия вновь назначенный (новоизбранный) судья-преемник;

·        создать гарантии того, что в случае невыполнения одним из конституционно уполномоченных органов своих полномочий относительно назначения (избрания) новых судей Конституционного Суда такие полномочия от этого органа переходят к другому конституционно уполномоченного органу (например, если Верховная Рада Украины не была в состоянии заполнить свою квоту членов Конституционного Суда Украины в конституционно определенный срок, тогда это становится прерогативой Президента Украины или съезда судей Украины);

·        упростить процедуру составления присяги вновь назначенными (новоизбранными) судьями Конституционного Суда, предусмотрев, что присяга составляется лишь в письменной форме (вместо устного ее провозглашения на пленарном заседании Верховной Рады) или же – в рамках внутреннего механизма ее составления в самом Конституционном Суде.

Второй вопрос, рассмотренный Комиссией, - экспертиза законодательных предложений Генеральной прокуратуры Украины, касающихся внесения изменений в статьи 121, 122, 123 Конституции Украины относительно статуса, функций и полномочий украинской прокуратуры, которыми предполагается отнесение прокуратуры к системе судебной власти, а также лишение ее функций общего надзора (за исключением – относительно органов криминального преследования и досудебного следствия) и лишение функции досудебного следствия. Как сообщил Министр юстиции, по итогам обсуждения предварительных выводов, которые подали эксперты - члены Комиссии от Польши (госпожа Сухоцка), Ирландии (господин Гемилтон) и Швейцарии (господин Корню), было принято решение продолжить работу над обобщенным выводом и вынести его на утверждение следующего пленарного заседания. Вместе с тем были приняты предложение украинских участников относительно того, что в сентябре будет проведено общее мероприятие Венецианской Комиссии, Генеральной прокуратуры Украины и других заинтересованных украинских институтов, в частности - Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права, с целью обсуждения как предложений Генеральной прокуратуры, так и имеющихся экспертных выводов Венецианской Комиссии.

Третий вопрос, относительно которого окончательный вывод Комиссия планирует огласить в октябре,  - обобщение практики, которая существует во многих европейских странах с парламентской формой правления, с целью ее возможного приспособления к конституционной системе в Украине – относительно того, чтобы предусмотреть возможность члену Кабинета Министров Украины возобновить свой статус народного депутата Украины после прекращения им  полномочий члена Кабинета Министров Украины. Как сообщил Министр юстиции Сергей Головатый, в основу дискуссии по этому вопросу были положены экспертные выводы членов Венецианской Комиссии по тем странам, где уже внедрены и функционируют подобные системы  или же системы совместимости статуса члена парламента со статусом члена правительства. Свои комментарии по этому вопросу подали: профессор конституционного права из Финляндии – господин Туори (университет г. Хельсинки) и  профессор конституционного права из Швеции – господин  Фогель (университет г. Люнд). Так, в комментариях экспертов, по словам Сергея Головатого, в частности отмечается: внедренный украинской конституцией принцип несовместимости депутатского мандата с должностью члена Кабинета Министров не полностью отвечает логике принципа парламентаризма; то же касается и полномочий Верховной Рады Украины освобождать от должности членов Кабинета Министров поодиночке; если же конституционное положение о несовместимости мандата народного депутата Украины  с должностью члена Кабинета Министров все-таки оставлять в Конституции, то, чтобы принципиально выдержать черты парламентской системы правления, ее нужно усилить такими положениями Конституции, которые разрешали бы министрам - в случае прекращения их полномочий как членов Кабинета Министров Украины - возобновить свой статус народного депутата Украины.

МЮУ


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/114104.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua