На Западном фронте без перемен
17 окт, 09:02
Европа по итогам последних выборов качнулась вправо. В ближней нам Польше сначала парламентские выборы явили убедительный триумф правых, а теперь и во втором туре президентских поляки будут выбирать между праволиберальным и правоцентристским кандидатом. В Германии же по результатам выборов в бундестаг менее убедительную, но от этого не менее весомую победу одержал блок ХДС/ХСС. Повлияют ли политические перемены у наших европейских соседей на продвижение Украины в Европу?
Что касается Польши, то кто бы ни победил 23 октября, тонус польско-украинских отношений может остаться высоким. Дональд Туск заявляет, что при любом исходе выборов Польша не оставит своим благосклонным вниманием восточного соседа. О том же говорит и Лех Качинский: «Для нас Украина является партнером стратегическим в двух областях – в НАТО и Европе». Представитель партии "Право и справедливость" заявляет, что намерен проводить совместную с Украиной внешнюю стратегию, чтобы получить больший вес в Европе.
В поисках «младшего брата»
Желание с помощью Украины решить вопрос своего статуса в Евросоюзе, возможно, является главнейшей причиной «братских чувств» соседей из-за Буга. Польша не готова смириться с ролью «младшей» европейской нации. Некоторые наблюдатели полагают, что ради упрочения своего положения Варшава фактически стала проводником американских интересов на континенте. Этим она, правда, рискует испортить отношения со «старыми европейскими нациями», да и самостоятельную роль таким образом не очень-то сыграешь. А вот если поляки смогут, как они мечтают, стать лидером восточноевропейского пространства, их статус в Европе возрастет самым благовидным и неоспоримым образом.
Украине в этих геополитических играх отведена значительная роль. «Сборная» Польши существенно усилится, если в Европе натурализуется такой потенциально мощный игрок. Собственно, потенциал Украины будет не меньшим, чем у нашего европейского «наставника», и тем более выгодно заполучить его в свое распоряжение. Варшава, несомненно, уверена в том, что благодарность за отстаивание интересов Украины в Европе можно будет конвертировать в политические и экономические дивиденды.
Опять же, не стоит забывать об историческом польском комплексе по имени Россия. Отношения двух стран и при Квасьневском были далеки от идеальных, а уж приход к власти правых сулит им вполне предсказуемое обострение. Естественно, после победы «оранжевой революции» Польша отводит Украине вполне предсказуемую роль в этом споре «славян между собой». Насколько это в наших интересах - вопрос другой…
В общем, учитывая серьезные проблемы внутри страны, новая польская власть может ухватиться за внешнеполитический вектор как за палочку-выручалочку. Но следует быть реалистами – вряд ли они смогут сделать больше в плане еврорекрутинга Украины, чем предыдущая команда. К тому же, если президентом станет Лех Качинский, у Польши у самой могут возникнут проблемы. Не секрет, что лидеры «Права и справедливости» выступают за восстановление в Польше смертной казни, хотят заново расследовать приватизационные «огрехи», завершить люстрацию и т.д. А внешнеполитические приоритеты партии Качинского, как заметила немецкая газета Die Welt, - «это совокупность национальных комплексов, выраженных недипломатическим языком».
Не стоит забывать, что третьей по влиятельности силой в польском Сейме стала Партия Самообороны, которая вообще выступает против интеграции Польши в Евросоюз. Так что, возможно, Варшаве в какой-то момент станет просто не до нас.
Drang nach Europe
Известные надежды у наших евроинтеграторов вызывают и изменения политического ландшафта Германии. МИД уже заявил о том, что Украина рассчитывает на поддержку евроинтеграционных и евроатлантических устремлений со стороны христианских демократов. Со своей стороны, мы готовы работать над созданием предпосылок для перехода отношений с Германией в качественно новое измерение европейского партнерства, восстанавливать активный политический диалог и эффективное сотрудничество двух стран.
Риторика, в которой поднаторели наши политики, в данном случае апеллирует к не менее риторической инициативе блока ХДС/ХСС, которую он озвучил еще будучи в оппозиции. С их легкой руки депутаты немецкого Бундестага обсудили запрос о предоставлении Украине «европейской перспективы».
Речь при этом шла о необходимости поддержки демократического развития и процесса реформ в Украине. Правда, соавтор запроса, депутат от ХДС Клаудиа Нольте в своей речи признала, что «путь Украины в Европу будет тяжелым. Условий для вступления в Евросоюз еще и близко не видно. И именно потому, что Европа сейчас не в состоянии думать о дальнейшем расширении, а Украина к нему не готова, мы намеренно обошли в нашем запросе формулировку о перспективе вступления в ЕС». Насколько же искусным дипломатом надо быть, чтобы усмотреть в подобной позиции готовность лоббировать украинские евроинтересы?
На самом-то деле нам в очередной раз дали понять, что до Брюсселя нам, як до Місяця пішки. И только когда мы сами твердо встанем на ноги, Европа распахнет навстречу свои объятия. Если ей это будет с руки. А пока мы можем рассчитывать только на инициативы в пользу бедных…
Если подытожить, то в плане евроинтеграции ничего принципиально нового приход правых в Польше и Германии нам не сулит. Поляки и рады бы подсобить, да ростом пока в европейской иерархии не вышли. А немцы в таких серьезных вопросах, как всегда, себе на уме. Что и нам бы не помешало…
P.S. Неизвестно, как закончатся президентские выборы в Польше, но парламентские в Германии уже преподнесли нам урок хорошего европейского тона. Главные в совсем недавнем прошлом соперники - христианские демократы (35,2% голосов) и социал-демократы (34,2), после выборов предпочли конфронтации сотрудничество. Актуальный пример для страны, где из двух обер-лейтенантов получается три гауптмана.
Александр Корчемный, «Интернет - Вече»
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/106397.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua