Александр Задорожный:"Мы не можем себе позволить, чтобы президент опять учился четыре года"
20 окт, 16:50
Он уверен, что интеллектуальный потенциал, с которым шел на выборы Виктор Янукович, гораздо выше «кадрового багажа» Виктора Ющенко (возможно, потому, что сам Задорожний во время избирательной кампании работал в команде «единого кандидата от власти»?).
Рассуждения юриста Александра Задорожного, хорошо изучившего за время представительства Президента ходы и выходы в парламенте, а также на Банковой, интересны также в свете реформирования Секретариата Президента, последних кадровых утверждений в парламенте и участившихся поездок украинских политиков в Москву (где, собственно, и состоялось это интервью). Рассуждения, как вы понимаете, более чем критические…
Александр Викторович, в последнее время украинские политики зачастили в Москву. Это признак того, что в Украине начинается избирательная кампания, и каждый из них пытается заручиться поддержкой Кремля?
Ну, во-первых, мы с вами встречаемся на Европейском Форуме, куда меня, как и других политиков со стран СНГ, пригласили обсудить вопросы демократии и мультикультуризм на Евровостоке. Меня интересует информация, идеи, с которыми сюда приехали люди. Поскольку тот моральный ступор, возникший в результате и правительственного кризиса, и определенных неудач власти в Украине, приводит к необходимости поиска интеллектуальных моделей на будущее. Формат этого форума меня вполне устраивает.
Как вы ощущаете, в России чувствуется злорадство после последних громких скандалов в Киеве?
Мои ощущения, что на государственном уровне в России нет внятной украинской политики. Если отдельные зарисовки, есть отдельные впечатления, есть отдельные, скажем так, амбициозные, раздражающие и оскорбляющие высказывания в адрес Украины. Но нет понимания глубины процессов, происходящих и уже произошедших в украинском обществе.
К сожалению, при тотальном преимуществе российского интеллектуального сообщества над украинским, россияне не могут реализовать это преимущество. Парадоксально, но наиболее серьезные исследования украинско-российских взаимоотношений в последнее время проводились на американские гранты. И это – главная характеристика процесса. Определенная часть российской элиты переживает испуг после событий, которые имели место в Украине в декабре-январе 2004-2005 годах. С другой стороны, в Украине отсутствуют, скажем, «субъекты говорения». Основной вопрос, который задают практические политики в России: «С кем у вас говорить?»
Получается, новая украинская власть не шла все эти месяцы на диалог с Россией?
Вы хотите сказать, что новая украинская власть существует, как данность? Это вообще недоразумение - и в интеллектуальном, и во всех других планах…
Если она и искала диалог, то совсем в другой плоскости. А результаты налицо. У меня один простой вопрос: какой будет цена на газ?
Цена на газ – это больше политический, или экономический вопрос?
В условиях той энергетической зависимости Украины, которая есть на сегодняшний день, это интеллектуальный, политический, экономический вопрос. Согласитесь, сколько бы мы ни умничали по этому поводу - цена на газ остается существенным аргументом. Это слишком серьезный момент, чтобы по этому поводу шутить. Сегодня начинается отопительный сезон, температура в Украине упала на десять градусов по сравнению с сентябрем, и сейчас нам нужно топить в детских садах, школах. Какой это вопрос? Экономический, политический, психологический? Думаю, это сейчас вопрос жизни. А если представитель власти, взявший на себя ответственность за всю страну, не дает ответа, то у меня возникает вопрос: а власть ли это? Вот и все.
Создается впечатление, что изменение состава правительства благотворно влияет на взаимоотношения с Россией…
Лично я воспринял этот факт достаточно позитивно. Надеюсь, Юрий Иванович даже в сложнейших условиях, когда он практически не руководит правительством, все-таки сможет заставить этот механизм работать. Это самодостаточный человек. Он всегда находил себе сферу приложения и не ждал санкции сверху.
Напомню, что в свою бытность первым вице-премьером, именно он организовал работу правительства, практически создал целое экспертное сообщество вокруг правительства, продуцировавшее идеи и практические разработки. Я искренне желаю Юрию Ивановичу успеха и надеюсь, что наш разговор с ним перед голосованием не был последним…
Подождите, но вы ведь, как и фракция, в которую вы входите - «Единая Украина», - не голосовали за кандидатуру Еханурова?
То, что я не голосовал за Юрия Ивановича, не является свидетельством моего личного отношения к нему. Здесь сыграли политические обязательства. Они всегда довлеют. Кроме того, на простой и откровенный вопрос Юрий Иванович так и не ответил…
Что за вопрос? Должность?
Нет, список НСНУ. Кто идет, каким номером?
А зачем вам знать о том, на каком месте в списке НСНУ будет Ехануров?
Я имею в виду проблему списков, как таковую, поэтому и поинтересовался. Потому что, если Юрий Иванович возглавляет список, отношение к нему существенно меняется.
В какую сторону?
В позитивную. Если же такая катавасия продолжается…
Я все же не понимаю, какое отношение к утверждению Еханурова имеет партийный список?
Меня не столько интересует список НСНУ, интересует проблема прохождения в парламент и формирование большинства. В силу целого ряда обстоятельств, это проблема животрепещущая для всех. Потому-то и нахождение ответов при голосовании по новому премьеру находилось в этой плоскости.
Некоторые депутаты, тем не менее, не исключают, что еще до выборов Кабмин опять станет политическим.
Что вы имеете в виду?
Что «технического премьера» уберут и…
Это, конечно же, будет логично. Но… опять-таки, на мой взгляд, это зависит от психологических потенций тех людей, которые будут во власти, и от психологического состояния Президента. Потому что, сколько бы мы не рассуждали о конституционных моделях, очень многое зависит от личностей. Напомню, ситуация в стране кардинально изменилась. Как вы считаете, в лучшую сторону?
Я не могу давать оценок, я не политик...
Так вот, я считаю, что в худшую…
Точно так же, как подавляющее большинство граждан, я считал, что исходя из декларированного в период предвыборной кампании, изменение личности президента позитивно повлияет на моральность, открытость, демократичность власти. К сожалению, этого не произошло. Меня в первую очередь интересует эффективность в политике. К сожалению, власть, как оказалось, не располагает понятной политикой и интеллектуальным ресурсом внедрить декларации в жизнь.
Неужели вы считаете, что интеллектуальный ресурс команды Януковича выше?
Конечно.
Кроме того, Президент после конституционной реформы получает право роспуска парламента. Мне страшно. Мне, действительно, страшно. Ведь мы рассчитывали на другого Президента. Президента с большой буквы, на другой психотип, на более психологически сильную фигуру…
Я искренне считал: то, что удалось добиться в плане конституционной реформы, полезно для государства. Но сейчас, в этих условиях, я уже сомневаюсь. У нас нет закона о Кабмине – и это в этих условиях тоже страшно и непонятно. Сейчас, когда все непредсказуемо, честно говоря, я в ужасе.
Вы можете сравнить ту работу, которая велась по оси «парламент-президент» во времена Леонида Кучмы, и нынешнюю? Сейчас кто-то вообще работает с депутатами?
Не могу сказать, как обстоят дела, но я такой работы не ощущаю. Единственный раз, ко мне обратились перед голосованием по кандидатуре премьера. Это было перед вторым голосованием. Но обратились как к голосу или как к кнопке, а не как человеку.
Угрожали?
Нет.
Предлагали что-то?
(Задумался). Да, так…
Всегда же интересно, как это происходит.
Со стороны это выглядело анекдотично. Позвонил очень уважаемый и любимый мною человек. «Ну?» Я говорю: «Ну, что? Ну, поздно». «Ну. Давай договоримся, что в двенадцать ты перезвонишь». Вот и все. Со стороны никто вообще бы не понял, о чем идет речь. Это как в анекдоте про анекдот «номер один». Уже все давно пройдено и всем все понятно.
В Секретариате Президента, по-вашему, есть проблемы?
Я сейчас далек от центра паутины. Но мне, например, очевидно, что Президент сегодня в значительной мере не использует право законодательных инициатив. Ведь он имеет конституционные полномочия выдвигать свои предложения по законодательным актам между первым и вторым чтением, и фактически знакомить общественность, в том числе и Верховную Раду, со своим пониманием любого закона, включенного в порядок дня.
Сегодня непонимание этого я списываю в основном на недостаток кадров, после преобразования Администрации Президента в Секретариат многие управления сокращены, люди получили уведомления об увольнении. Сейчас я не совсем понимаю, каким образом законодательная инициатива Президента, как один из мощнейших рычагов, будет использоваться.
Первая ласточка была, как можно было понять, когда аппарат Президента не подал предложения о ветировании закона, фактически предоставляющего неприкосновенность депутатам местных уровней…
Судя по всему, аппарат не сработал потому, что люди разогнаны. Это реальность.
Некому реально готовить документы?
Скорее всего, так оно и случилось. Пропустили. Еще год назад такое было невозможно, хотя бы потому, что была отлажена система. В этом плане тенденция настораживает. Не так просто, согласитесь, найти полсотни юристов в Секретариат. Не возьмешь же выпускников, не поручишь им то, чем они никогда не занимались. А потерять людей очень просто. Не выплатил зарплату - и все, людям ведь нужно жить…
Сегодня говорят о том, что после вступления в силу конституционной реформы будет предпринята попытка отставки Литвина для того, чтобы он был более управляем?
Да, желающих это сделать очень много. Но, думаю, сейчас нет личности, способной занять место Литвина в силу целого ряда обстоятельств. Сегодня многие недооценивают потенции Владимира Михайловича. Он - глубокий, не поверхностный политик. Его можно называть «вещью в себе», можно называть «хитрым лисом», но мне такие люди импонируют - они не пустышки.
Действительно, инструменты Верховной Рады, как единственного законодательного органа, после 1 января усилятся, это факт. Мы не можем себе позволить, чтобы президент опять учился четыре года, ведь все это время его нам нужно тренировать. Мы очень долго критиковали Кучму за то, что он является «главным разводящим в стране». Но разводящий все-таки должен быть...
Ющенко не подходит на эту роль? Тогда Литвин?
Думаю, он сам это подтвердил.
"глаvred"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/106092.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua