Чечня больше не загорится, если ее никто не будт поджигать

28 ноя, 11:12

В прошедшее воскресенье Чечня, где прошли парламентские выборы, обрела, наконец, все положенные по закону органы власти, которые имеют все остальные субъекты Российской Федерации. Выборы прошли спокойно, причем на этот раз за ними следили не только российские наблюдатели или наблюдатели из бывших советских республик, но и более строгие экзаменаторы – поколебавшись некоторое время, прислала своих наблюдателей даже строгая Европа. Наконец, внимательно следил за избирательным процессом и посол от Лиги арабских государств. По его словам процесс прошел «мягко» и «без проблем».
 
Оценка арабских стран в данном случае, пожалуй, важнее мнения ОБСЕ или ЕС, поскольку по своему характеру избирательный процесс в Чечне при всем формальном совпадении с общепринятыми международными стандартами, в психологическом плане больше напоминал арабский избирательный ландшафт. Достаточно сказать, что многие чеченские семьи прежде чем отправиться на избирательный участок долго молились за успех выборов, а, вернувшись домой, зарезали в честь праздника ритуального барана.
 
Все избирательные участки работали, как положено, везде явка была высокой и пока по предварительным данным побеждает проправительственная партия «Единая Россия».
 
Результат, впрочем, предсказуемый и закономерный, поскольку именно эта партия больше других работала в регионе в предвыборный период, да и корыстные мотивы среди избирателей, думаю, сыграли свою роль – бюджетные средства сейчас в руках именно этой партии, а деньги на восстановление республики нужны. Независимый кандидат или партия, слабо представленная в федеральном парламенте, в данном случае плохая подмога.
 
Хотя именно Чечня по-прежнему на устах у Запада, реальность уже давно стала иной. Да, здесь еще периодически стреляют и взрывают, однако, в целом, как раз в Чечне на сегодня самая спокойная обстановка на Северном Кавказе. Да и самые громкие террористические акты последнего периода произошли не здесь – печально известный Беслан, где погибли сотни детей в результате захвата террористами школы – это Северная Осетия, а неудачная попытка захватить стратегические объекты в Нальчике – это Кабардино-Балкария. Смею утверждать, что Чечня уже не загорится, хотя отдельные бандитские вылазки здесь будут продолжаться еще, видимо, долго. Не загорится, если ее, конечно, не будут целенаправленно поджигать из-за рубежа. Напомню, что именно за пределами России собирались немалые средства на войну в Чечне, а среди боевиков уже преобладают наемники, причем с интернациональным набором паспортов. Что касается внутренних каналов подпитки боевиков, то российскими спецслужбами они в значительной мере перекрыты. Теперь, как никогда прежде, необходима солидарность со стороны зарубежных партнеров по антитеррористической коалиции.

Внутренние проблемы Чечни, хотя и остаются, уже потеряли свою остроту – образно говоря, горючий материал по большей части уже выгорел. Народ от войны устал, а та независимость, что прочил ей когда-то Масхадов, скорее напугала размахом преступности, хаосом, экономическим коллапсом, международной неопределенностью, шариатским судом, отрезанными головами, работорговлей и прочими прелестями. Не будет пожара по чисто внутренним причинам и потому, что центр, хлебнув немало проблем с Чечней, уделяет этому региону теперь повышенное внимание. Сюда вкладываются сейчас немалые финансовые ресурсы. Идет борьба и за то, чтобы эти средства не разворовали на месте.
 
Если считать все происходившее в Чечне войной, то эту войну Москва сначала проиграла - при Ельцине, а затем выиграла – при Путине. Что бы там не говорили. Причем, не только в военном плане. Уже после первой войны в чеченском обществе наметился раскол и немалая часть воевавших против федералов в первую компанию, перешла на сторону центра. Достаточно напомнить, что активный участник первой войны на стороне сепаратистов Ахмад Кадыров, убитый позже террористами, стал президентом Чечни уже как фаворит Кремля. Теперь пришла вторая волна: среди кандидатов в парламент на последних выборах было уже несколько человек из масхадовского окружения, то есть на ситуацию влияет отнюдь не одна силовая составляющая. Политический процесс пошел и в нужном для Москвы направлении.

Народ хочет мира, восстановления разрушенного хозяйства и, конечно, решения тех проблем, которые на Кавказе кажутся вечными. Проблемы эти не специфические – ими больна и Россия – коррупция, клановость, срастание уголовного мира с властью – просто в этом регионе болезнь еще более застарелая, глубинная, опирающаяся на местные традиции, а потому трудно излечимая.

Более того, Москва находится здесь в крайне затруднительном положении. Сам Кавказ без вмешательства из центра, как показывают даже не десятилетия, а уже столетия, самостоятельно излечиться не в состоянии, а вмешательство центра рассматривается многими, в том числе и на Западе, как рецидивы колониализма. Между тем, выходить из этого замкнутого круга надо срочно. Доклад, подготовленный полномочным представителем российского президента в южном федеральном округе Дмитрием Козаком, намного правдивее и тревожнее, чем об этом привыкли говорить сами кавказцы.
 
Иначе говоря, едва подлечив Чечню, центру необходимо срочно заниматься Северным Кавказом в целом. Здесь горючего материала, увы, хватает.
 
Петр Романов, РИА Новости

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/103669.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua