Израиль ждет восточный социализм

28 ноя, 12:00

Израильская политика стоит на пороге кардинальных перемен. Таково мнение экспертов, которые сегодня не скупятся на прогнозы и предсказания. Но если суммировать суть этих прогнозов, то картина возникает более чем странная.

Особое внимание публицистов привлекает неожиданно обострившийся этнический конфликт. В свое время кто-то из израильских политиков прозорливо предрекал, что в еврейском государстве могут, при благоприятных обстоятельствах, исчезнуть все общественные противоречия – между правыми и левыми, религиозными и светскими, старожилами и новыми репатриантами. Но противостояние европейских евреев (ашкеназов) и восточных (сефардов) сохранится навсегда.

Формально ашкеназская и сефардская общины различаются лишь незначительными расхождениями в религиозной традиции. Тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы в стране появилось два главных раввина, два типа ортодоксальных синагог, два вида религиозных служб и т.д. Однако причина затяжного конфликта кроется не в религии, а в современной истории.

Выходцы из Марокко, Туниса, Йемена не могут простить "белому" Израилю дискриминации, которая сопровождала их абсорбцию. Именно в годы массовой алии из Марокко появились так называемые города развития и "шхунот" (бедные кварталы), ставшие очагами нищеты, безработицы и преступности. А ашкеназы, в свою очередь, были в ужасе от прибытия массы малообразованных людей, которые несли в европейский Израиль восточную ментальность и культуру. Неудивительно, что они постарались, по возможности, оградить себя от носителей этой культуры.

За полвека многое изменилось. Сефарды ныне заседают в Кнессете, занимают министерские посты, возглавляют банки, крупные фирмы и государственные учреждения. Но по-прежнему бытует мнение, что страной управляют ашкеназы, а серфардов "зажимают". И на то имеются убедительные примеры – за всю историю Израиля в нем было только два президента-сефарда: Ицхак Навон и Моше Кацав.

И все же трудно было ожидать, что тема ашкеназско-сефардских противоречий всплывет именно сейчас, в свете перемен в Аводе и Ликуде. Избрание на пост главы партии Труда "марокканца" Амира Переца заставило некоторых деятелей Ликуда забить тревогу: у ашкеназа Биби нет шансов победить сефарда Переца. Следовательно, Ликуду нужен другой лидер, на роль которого претендует министр иностранных дел, "тунисец" Сильван Шалом.

Надо отметить, что об этнических проблемах Ликуда в случае избрания Переца первым заговорил… сам Сильван Шалом за день до праймериз в Аводе. Раздувание этой темы чрезвычайно выгодно Шалому, который всерьез собирается побороться с Нетаниягу за кресло председателя партии. Но факт, что представители восточных общин действительно преобладают в Ликуде. И многие из них с симпатией относятся к Амиру Перецу, считая его "своим". Вероятно, следствием этнического фактора стал переход ряда ликудовских активистов в лагерь Шалома.

Если Сильван Шалом станет председателем Ликуда, то и он, и Амир Перец в своих предвыборных программах будут апеллировать к "народу улицы", жителям "шхунот" и городов развития. Эта категория населения, считающая себе ограбленной экономической реформой Нетаниягу, с энтузиазмом проголосует за своих защитников и благодетелей. У профсоюзного босса Переца в этой борьбе есть неоспоримые преимущества. В отличие от аристократа Шалома, который всю жизнь вращается в высших кругах, Перец сам – выходец из города развития. Он куда успешнее сможет развивать социально-этническую тему в своей предвыборной кампании.

Итак, в израильской политике намечается явный крен в сторону восточной ментальности. Однако здесь есть маленькая несостыковка: на сегодняшний день большинство опросов обещает победу партии "Кадима" Ариэля Шарона, который не принадлежит к сефардской общине.

Создание партии "Кадима" и ее мгновенная популярность отражает еще одну новую тенденцию: переход власти от правых к левым, от либералов к социалистам, от Ликуда к Аводе. Некоторые обозреватели считают, что партия Шарона проживет лишь одну каденцию, и ее функция – расчистить социалистам путь к власти. Ожидается, что победа Шарона не будет настолько убедительной, чтобы он смог создать коалицию без Аводы. А следующие выборы, уже без Шарона, могут оказаться для "Кадима" последними. Предполагается, что в Кнессете нового созыва основное внимание будет уделяться социально-экономическим проблемам и методам переговоров и соглашений в урегулировании арабо-израильского конфликта. Положение простых граждан улучшится за счет популистских мер вроде повышения пособий, возвращения ряда льгот, усиления прав трудящихся. Эти шаги обычно предпринимались Аводой, когда она находилась у власти.

Иными словами, нас ждет более щадящая внутренняя и внешняя политика. Чем она обернется для экономики и безопасности Израиля – этот вопрос остается открытым. Интересно другое – идеологами социально-демократической линии обычно были те самые ашкеназы, чье время сейчас истекает. Левая позиция вообще характерна больше для представителей "белого" истеблишмента, которому традиционно противопоставляют себя более религиозные и правые сефарды. Означает ли это, что ашкеназы потеряют не только власть, но и идеологию?

В любом случае, трудно назвать Амира Переца социал-демократом. Его методы защиты прав трудящихся и управления Гистадрутом (объединением профсоюзов) выглядят скорее силовыми (если не сказать, мафиозными), чем демократическими. И если представить себе, что сбудутся оба прогноза – переход власти в руки сефардских лидеров и уклон политики влево, - то нас ждет чрезвычайно своеобразный и непредсказуемый вариант восточного социализма.
 
Ирина Петрова, MIGnews.com

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/103653.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua