Александр Волков: "За державу обидно!"

06 дек, 09:05

Меньше месяца осталось до старта политреформы. Что изменится в жизни страны после 1 января 2006 года, когда парламент получит в свои руки кусок президентской власти. Об этом мы решили спросить человека, который как никто другой знает всю парламентскую кухню. Наш собеседник - Александр Волков - человек без регалий, но с большим влиянием.

Серьезный шаг к демократии

- Александр Михайлович, что произойдет в политической жизни Украины после 1 января 2006 года, когда вступит в силу политреформа?

- Украина сделает очень серьезный шаг к демократии. Я бы даже назвал это прорывом. И, пожалуй, впервые за много лет декларирования европейского выбора сможем говорить о том, что в политическом смысле мы реально приблизились к Европе. Ведь фактически политическая реформа будет способствовать утверждению в Украине именно европейской модели взаимодействия ветвей власти. Конечно, перемены не произойдут как по мановению волшебной палочки.

Вступление в силу положений политреформы является лишь точкой отсчета грядущих трансформаций. Поэтому нельзя сказать, что 1 января мы проснемся в абсолютно другой стране. На что-то потребуются многие годы работы. Однако кое-что станет заметно практически сразу. Думаю, что в первую очередь канет в Лету установившаяся за последние 10 лет практика перманентного конфликта между ветвями власти. Ведь у главы государства уже не будет таких возможностей грубого давления на законодательный орган, как раньше. Этого просто нельзя будет не заметить.

Знаете, уж кто-кто, а я повидал, что такое абсолютная власть в руках Президента. Повидал, что называется, изнутри, во всех неприглядных подробностях. Узурпация власти одним лицом, при любых условиях - это намного хуже демократического плюрализма. Лично для меня это не какая-то теоретическая дискуссия, а практический опыт, плод собственных жизненных наблюдений. Поверьте, я знаю, о чем говорю.

- Какие именно положения политреформы наиболее сильно повлияют на политическую и экономическую жизнь Украины? К чему это приведет?

- Политическую реформу в принципе не стоит "препарировать", делить на составляющие и подсчитывать выгоду от каждой из них по отдельности. Это неблагодарное и, главное, бессмысленное занятие. Помните, у Высоцкого: "Я не люблю манежи и арены, где миллион меняют по рублю...". Только поймите правильно: я вовсе не собираюсь абсолютизировать ценность принятого законопроекта и возводить его в ранг какой-то панацеи от всех наших проблем.

Я бы, кстати, сам лично многое там поменял, будь моя воля. Но вопрос не в этом. Даже при всех существующих изъянах этого документа сравнивать Украину без реформы с Украиной после реформы - это примерно то же самое, что сравнивать Мозамбик со Швейцарией. И это не преувеличение! Поверьте, это будет качественная разница, которую просто нельзя измерить количественными показателями.

У Президента останется достаточно власти

- Так усилится (разным фракциям в парламенте надо будет договориться между собой) или на практике ослабеет (если партии договорятся) власть Президента после политреформы?

- У Президента останется достаточно власти, чтобы реализовывать государственную стратегию, оставаться ведущим игроком в общественно-политической жизни страны. А вообще, это зависит в первую очередь от личности человека, который занимает этот пост, его персональных качеств. Если лидер из него никакой, то им будет руководить окружение, команда, олигархи, все кому не лень. И, наоборот, если Президент - Личность, лидер всей нации (а не ее половины или четверти), то он сможет проявить себя. Полномочий для этого остается предостаточно. - Какова роль местных выборов в будущей конфигурации власти в Украине? Ослабеет или усилится по их результатам центральная власть? Роль местных выборов огромна.

 Давайте вспомним, что такое демократия. Ведь это, прежде всего, местное самоуправление. Без самоорганизации людей на локальном уровне демократия невозможна в принципе. Именно так сформировалась в свое время колыбель демократии - античный полис, подаривший этот феномен современному миру.

И если мы говорим о демократии в Украине всерьез и надолго, мы просто должны идти по этому пути. Он безальтернативен. Усиление местного самоуправления - это, на сегодняшний день, главное условие демократического развития нашей страны. Власть на местах должна избираться, а не назначаться. Для меня это аксиома. Я говорил об этом много лет.

Это, кстати, было отражено в моей избирательной программе, когда я баллотировался в Верховную Раду по мажоритарному избирательному округу на Черниговщине еще в 1998 году. - Возможно ли продолжение "смутного" времени в Украине? И если да, то как долго оно еще продлится? - "Смутное" время - это, увы, характеристика всей нашей истории. Кстати, то, что мы имеем сейчас, по сравнению с прошлым является просто "золотым веком". Ведь мы, едва ли не впервые за многие столетия, имеем шанс положить конец эпохе "смутного" времени в истории Украины. И если мы этим шансом не воспользуемся, я не берусь прогнозировать, что нас ожидает в будущем. Я даже не хочу об этом думать, поскольку убежден, что все будет нормально. Народ сделает правильный выбор на этом историческом этапе. Он это заслужил.

А вы-то сами откуда взялись?

- Будете ли вы баллотироваться в следующий парламент?

- Буду. В Блоке Юлии Тимошенко.

- Вы один или ваша партия "Демсоюз" войдет в этот блок?

- Я уже не являюсь членом партии "Демократический союз". 30 октября я написал заявление о выходе из партии и с 1 ноября стал беспартийным. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я имел в виду только себя.

- Ваша политическая звезда взошла при президенте Кучме. И благодаря ему, наверное. Что привело вас в лагерь Тимошенко? Не кажется ли вам такая "смена позиций" несколько парадоксальной?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать все, что происходило с нашей страной последние 10-12 лет. Откуда мы вышли, в каком направлении двигались и к чему, в конечном счете, пришли. Давайте не будем забывать, что едва ли не все нынешние политики вышли на "арену" в так называемую эпоху Кучмы, который все это время, сначала в качестве премьер-министра, а затем Президента, руководил страной. Не являются исключением, кстати, и Юлия Тимошенко, и Виктор Ющенко, и вся его нынешняя команда, и министры, и народные депутаты, и губернаторы, и бизнесмены. Все они работали с Кучмой.

Многие из них, рано или поздно, попадали в опалу и переходили в оппозицию. Такова была сформировавшаяся на то время система, таковы были правила игры. И мне смешно порой слышать, как одни "птенцы" Кучмы гневно обзывают других кучмистами. Так и хочется спросить: а вы-то сами откуда взялись? С Марса упали, что ли? Но, обо всем по порядку. Как вы, наверное, помните, Тимошенко была назначена вице-премьером по ТЭК в 2000 году, то есть в период расцвета кучмизма. И она смогла в тех условиях сделать нечто из ряда вон выходящее. А именно - ликвидировать теневые схемы взаиморасчетов за энергоносители.

Что, в свою очередь, позволило пополнить государственный бюджет на 8 миллиардов (!) гривен. И именно за счет этих средств правительство тогдашнего премьера Ющенко смогло погасить задолженности по зарплатам и пенсиям, приобретавшие поистине угрожающие масштабы. Что, кстати, и сыграло, наверное, решающую роль как в успехе "Нашей Украины" на парламентских выборах 2002 года, так и в рейтинге самого Ющенко на последних президентских выборах.

А Юлии Тимошенко досталась месть "обобранных" олигархов. И сегодня, и тогда против нее восстало президентское окружение, привыкшее жировать на теневых схемах, разворовывая народные деньги десятками и сотнями миллионов. А сам премьер Ющенко, отправляя ее в отставку, заодно помогал Кучме ликвидировать опасного конкурента.

Не правда ли, по сути напоминает недавнюю отставку Юлии Тимошенко с поста премьера? С той лишь разницей, что теперь Ющенко старался отстранить от власти уже своего главного политического конкурента, так как рейтинг Юлии Владимировны резко возрастал, что не могло не настораживать ближайшее окружение Ющенко и его самого.

Я был свидетелем всех тех процессов, которые тогдашняя власть затеяла против Тимошенко. Мне сложно сейчас описать свои ощущения. Стыд и отвращение - вот самые мягкие из эпитетов, которые я мог бы для этого подобрать. А еще было желание сделать хоть что-нибудь, чтобы противостоять этой несправедливости. И я нашел в себе силы пойти к Юлии Владимировне и рассказать ей все, что мне было известно. Фактически речь шла о репрессиях против нее и членов ее семьи. Все, что ей инкриминировалось, было чистой воды заказухой. Я не могу вам сейчас назвать имена тех, кто фабриковал дела, отдавал приказы, строил козни, поскольку это невозможно будет доказать в суде. Но, поверьте, многое из этого происходило при моем личном присутствии.

За державу обидно!

- Как вы оцениваете продажу "Криворожстали"? Надо или не надо было ее продавать?

- Сумма, за которую был продан комбинат, является главным, и, согласитесь, очень весомым аргументом в пользу правильности данного шага. Я уверен, что "Криворожсталь" нужно было выставлять на приватизационный аукцион. Другое дело, что теперь, испытав "головокружение от успеха" (основы которого были заложены, будем откровенны, в период премьерства Тимошенко), Президент и нынешнее правительство решили "развить" этот успех, спеша теперь выставить на аукцион все, что еще шевелится в Украине. Вот с этим я уже никак не могу согласиться.

Дело в том, что подход здесь должен быть очень продуманным, взвешенным и сугубо индивидуальным по отношению к каждому предприятию. Нужно учитывать возможность сохранения конкурентных преимуществ государства после приватизации конкретного производства, стратегические государственные интересы в соответствующей отрасли, монопольный статус объекта приватизации и еще много других факторов.

На мой взгляд, нельзя, руководствуясь сиюминутными, конъюнктурными интересами, объявлять тотальную распродажу всего и вся. Это не по-государственному, не по-хозяйски. Так и хочется процитировать известного киногероя: "За державу обидно!"

"Комсомольская правда"


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/103059.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua