Бомбить нельзя помиловать

13 дек, 12:32

За прошедшую неделю ирано-израильские отношения сделали новый рискованный виток и еще на шаг приблизились к роковой развязке.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад сделал очередное историко-географическое открытие, предложив перенести еврейское государство в Европу, дабы за Холокост не расплачивались «безвинные ближневосточные мусульмане». А британская газета The Sunday Times сообщила о намерении Иерусалима атаковать ядерные объекты Ирана в день израильских парламентских выборов 28 марта.

Официальный Израиль не подтвердил, но и не до конца опроверг информацию, согласно которой премьер-министр Ариэль Шарон заявил, что к концу марта ЦАХАЛ должен быть готов нанести удар по иранским ядерным объектам, выявленным израильской разведкой. В самом Израиле это утверждение считают достоверным и обсуждают как реальный факт.

Итак, час "икс" назван. Именно в марте, по оценке экспертов, Иран сможет перейти непосредственно к производству обогащенного урана. После этого процесс создания ядерного оружия будет запущен, и Иран станет ядерной державой в течение ближайших двух-четырех лет.

В марте же руководство МАГАТЭ должно представить очередной отчет по иранской ядерной проблеме. Однако даже США признаются, что никакие дипломатические шаги, включая санкции Совета Безопасности ООН, не смогут помешать появлению ядерного оружия в Иране. До сих пор эти санкции не были введены, поскольку Вашингтон не настаивал на них, добиваясь поддержки России и Китая.

Беспокойство Израиля и США вызывают также другие шаги Тегерана в области усиления вооружений, в частности, приобретение российских зенитных установок ТОР-М1, испытание ракеты "земля-море" с радиусом действия 110 километров, растущее военное сотрудничество между Ираном и Пакистаном и опасность слежения за Израилем с иранского космического спутника "Сина-1". Что касается агрессивной политики Тегерана по отношению к Израилю, то в ней нет ничего нового; откровенные высказывания президента Ахмадинеджада только настраивают против Ирана политкорректные западные государства и вызывают досаду у собратьев по арабскому миру. Даже иранские консерваторы посоветовали президенту «выбирать выражения», иными словами, не высказывать свои мысли на весь мир.

Глава внешней разведки Израиля Аарон Зееви-Фаркаш считает, что к концу марта будет ясно, достигла ли международная дипломатия каких-либо успехов в иранском кризисе. Ожидается, что результат дипломатических усилий будет отрицательным, а потому Израиль готовится к решению проблемы «недипломатическим путем».

Сегодня израильские, да и мировые СМИ заняты вопросом: действительно ли Израиль осмелится бомбить иранские ядерные объекты или же эта угроза – предвыборный ход Ариэля Шарона. Некоторые эксперты, впрочем, считают, что и сама бомбардировка реакторов будет сильным предвыборным ходом. Журналисты сегодня вспоминают, что в 1981 году Менахем Бегин отдал приказ уничтожить иракский ядерный реактор в Осираке накануне выборов – и одержал на них убедительную победу. Тогдашний лидер конкурирующей партии МААРАХ Шимон Перес тоже назвал военную операцию ЦАХАЛа "предвыборной пропагандой", а Бегина обвинил в использовании иранской проблемы "в личных политических целях". Международное сообщество, включая и США, осудило Израиль, но мир был избавлен от смертельной угрозы.

Сегодня мало кто помнит, что время бомбардировки Осирака выбиралось, помимо всего прочего, чтобы опередить пуск в реактор ядерного топлива и избежать таким образом массовых жертв среди мирного населения.

Возможно, такими соображениями руководствуются и нынешние израильские лидеры, но она не афишируются. Существенное же отличие от 1981 года состоит в том, что тогда израильская акция держалась в тайне до самого ее осуществления и уж, конечно, не обсуждалась в мировой прессе.

В данный момент многие считают, что атака на ядерные объекты Ирана запоздала – прежде всего, потому что этих объектов около 50, многие хорошо засекречены или расположены в густонаселенных районах. Одновременно создается впечатление, что международное сообщество как бы провоцирует Израиль на уничтожение иранских ядерных ресурсов. Например, Белый дом, с одной стороны, подчеркивает необходимость мирного решения проблемы, но тут же выражает сомнение в его благополучном исходе и напоминает о ненависти Ирана к Израилю.

В свою очередь, глава МАГАТЭ Мухаммед Эль-Барадеи очень осторожно "предостерегает" Израиль от опрометчивого поступка. В своем интервью норвежской газете Aftenposten он сказал, что уничтожение ядерного потенциала Ирана, возможно, и затормозит на несколько лет производство смертоносного оружия, но Ирак возобновит его и упустит случая отомстить своему злейшему врагу.

В переводе с дипломатического языка это заявление может иметь примерно такой смысл: хорошо бы Иерусалим проявил несдержанность и избавил мир от иранской ядерной угрозы хотя бы на несколько лет. Но расплачиваться за эту акцию Израилю придется в одиночку. Ни Запад, ни МАГАТЭ, ни, вероятно, даже США не только не скажут спасибо, но и не защитят его от мести Ирана. Более того, благодарное международное сообщество не преминет осудить "израильскую агрессию".

Правительство Израиля сейчас находится в чрезвычайно трудном положении. Игнорировать иранскую угрозу, о которой кричит весь мир, нельзя, тем более что она вполне реальна и актуальна прежде всего для Израиля. Но и совершить атаку на Иран опасно – это может спровоцировать новую войну в регионе, а при самом благоприятном исходе - затормозить мирное урегулирование и вновь перевести Израиль в разряд "агрессоров" и изгоев цивилизованного мира.

Еврейскому государству остается только рассчитывать на вмешательство какой-то третьей силы, которая чудесным образом разрубит гордиев узел. Но пока роль этой избавительной силы уготована именно Израилю.
Ирина Петрова, MIGnews.com

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/102533.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua