Сообщение о докладе "Угрозы и вызовы безопасности государств-участников ОДКБ"

26 дек, 16:09

Несколько дней назад на лентах информационных агентств появилось сообщение о докладе "Угрозы и вызовы безопасности государств-участников Организации договора о коллективной безопасности", подготовленном Центром евро-атлантической безопасности МГИМО МИД РФ. Авторы документа не исключают возможности возникновения региональных вооруженных конфликтов с участием одной или нескольких стран СНГ, причем наибольшую опасность представляет ситуация, "если два или более государств СНГ выступают в качестве разных сторон конфликта". Эксперты полагают, что взрывоопасной может стать обстановка в центрально-азиатском регионе, а также ссылаются на наличие проблемы Нагорного Карабаха, которая является сильнейшим раздражителем в отношениях Армении и Азербайджана. В то же время составители доклада считают, что ни одному из государств-членов ОДКБ не грозит полномасштабная военная агрессия со стороны третьих стран или военных блоков.
 
Разрозненные сведения об экспертном докладе, опубликованные в СМИ, представляются чем-то вроде вполне профессионально организованной "утечки", призванной апробировать несколько нестандартных идей.
 
Для того, чтобы сделать вывод о возможных конфликтах на постсоветском пространстве не обязательно быть экспертом, специализирующемся на евро-атлантической безопасности. Разве что оговорка на предмет того, что не следует опасаться военной угрозы со стороны государств, не входящих в ОДКБ, выдает в составителях причастность к структурам Министерства иностранных дел. Так что в этой части доклада нет ничего, представляющего сколько-нибудь существенный интерес. Однако далее авторы документа приравнивают опасности, связанные с вооруженными конфликтами, к угрозам, исходящим из "попыток военного или политического переворота в одном или нескольких государствах СНГ", а также "возникновением гражданских беспорядков вплоть до гражданской войны". Похоже, именно здесь и заключены основные положения новой концепции ОДКБ, согласно которой объединенные вооруженные силы организации могут быть введены на территорию любого входящего в нее государства, в которой правящий режим не справляется с внутриполитической ситуацией. Эксперты Центра евро-атлантической безопасности сообщают, что в подобных обстоятельствах ОДКБ может принять необходимые меры "полицейского характера" или, в соответствии с Уставом ООН, провести силовую "операцию по ликвидации угрозы международному миру и безопасности".
 
Подобная позиция авторов документа резко контрастирует с предыдущими заявлениями руководства ОДКБ. Так, еще полгода назад генеральный секретарь организации Николай Бордюжа заявлял, что коалиционные силы ОДКБ не планируется использовать для подавления внутренних конфликтов в государствах-членах организации. Бордюжа призывал использовать политический потенциал ОДКБ для решения внутренних проблем какой-либо страны исключительно конституционным путем и аргументировал свою позицию следующим образом: "Внутриполитический кризис – это дело каждого государства, не агрессии извне. Это фактически продолжение политической борьбы. И каждое государство должно справляться с этим самостоятельно".
 
Следует отметить, что на заседаниях министров обороны и министров иностранных дел стран, входящих в ОДКБ, проходивших в Москве в конце октября нынешнего года, появились намеки на изменение концепции военно-политического сотрудничества в рамках организации. Тогда была достигнута договоренность о создании мобильных воинских подразделений, которые, в случае необходимости, могли бы взять на себя миротворческие функции. Предполагалось, что эти силы будут направляться в "горячие точки" по решению Совета коллективной безопасности по запросу того или иного государства-члена ОДКБ. Несложно предположить, что под предлогом угрозы, якобы исходящей от международных террористических организаций, правящий режим, положение которого становится неустойчивым, попытается призвать на помощь миротворцев из ОДКБ. Доклад "Угрозы и вызовы безопасности государств-участников ОДКБ" призван послужить обоснованием легитимности операции по вводу вооруженных сил организации с целью силового подавления внутриполитических кризисов или гражданских беспорядков. Однако вряд ли "попытки военного или политического переворота" или "возникновение гражданских беспорядков вплоть до гражданской войны" являются убедительными аргументами необходимости применения вооруженных сил. И утечка информации призвана проверить реакцию международного сообщества, склонного предполагать, что проблемы внутреннего характера следует решать, не прибегая к военной помощи извне.
 
"Утро.ru"

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/101707.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua