12 янв, 09:51
Министры иностранных дел Великобритании, Франции и Германии, а также верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана встречаются в четверг в Берлине для обсуждения ядерной программы Ирана.
Они могут передать этот вопрос на рассмотрение совета директоров Международного агентства ООН по атомной энергии (МАГАТЭ). Затем изучением проблемы иранской ядерной программы может заняться Совет Безопасности ООН.
Во вторник Иран снял международные пломбы с оборудования на заводе по обогащению урана в Натанзе. Научно-исследовательская программа на этом объекте может начаться в ближайшее время.
«Ситуация очень, очень серьезная, - сказал премьер-министр Великобритании Тони Блэр, выступая в среду в палате общин британского парламента. - Я не думаю, что у нас нет причин скрывать наше глубокое волнение по поводу того, что решил сделать Иран. Если принять во внимание их заявления о Государстве Израиль, то все это вызывает очень серьезное беспокойство по всему миру».
По мнению Соединенных Штатов, правительство Ирана допустило серьезный просчет, приняв решение возобновить переработку ядерного топлива.
По словам представителя Белого дома Скотта Маклеллана, переговорный процесс Ирана с Европейским Союзом исчерпал себя, и у США не остается иного выбора, как обратиться к Совету Безопасности ООН с просьбой о введении санкций против Ирана.
Методы воздействия
Меры, которые может принять Совет Безопасности ООН, варьируются от одобрения более жестких проверок иранских объектов инспекторами МАГАТЭ до введения полномасштабных санкций в отношении Исламской Республики, поскольку в западных столицах опасаются, что на самом деле иранские специалисты работают над созданием оружия массового поражения. Тегеран при этом настаивает на том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер,
Для принятия санкций, однако, необходимо заручиться поддержкой всех постоянных членов Совета Безопасности - в том числе Китая и России, - а уверенности в том, что эти две страны поддержат жесткие международные меры в отношении Ирана, у дипломатов пока нет.
Одна из возможных ответных мер Запада - введение эмбарго на поставки нефти из Ирана. Но это палка о двух концах, поскольку Иран - четвертый по значению экспортер нефти в мире, и ограничение экспорта больно ударит по зарубежным потребителям иранской нефти.
«Дедовщина в эпоху демократии»
Москва заинтересована в ядерном сотрудничестве с Тегераном и в последнее время пыталась играть роль посредника в урегулировании проблемы иранского атома. Тем не менее, даже российские представители необычно резко отреагировали во вторник на снятие иранскими экспертами пломб МАГАТЭ с оборудования на заводе в Натанзе.
Следующим шагом, как утверждают представители Агентства ООН, может стать начало работ по обогащению урана в небольших объемах - при том что обогащение представляет собой первую стадию на пути к созданию атомной бомбы.
Между тем, в самом Иране критику со стороны иностранных государств воспринимают в штыки, называя ее попыткой ущемления суверенного права иранского народа на развитие атомной энергетики. Так, бывший президент Ирана Акбар Хашени Рафсанджани, до сих пор обладающий огромным авторитетом в Тегеране, заявил, что был «поражен проявлениями дедовщины, особенно в эпоху демократии, свободы и прав человека».
Нынешний президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад заявил, что Западу не удастся запугать его страну угрозой санкций. По словам иранского президента, Тегеран имеет законное право обладать ядерной энергией.
Ахмадинеджад указывает на то, что в мире есть крупные державы, обладающие сотнями атомных станций и имеющие ядерное оружие. Они-то, по его словам, и чинят препятствия Ирану, стремясь оставить его позади.
Иран, заверяет его президент, будет работать над мирной ядерной программой со всей осмотрительностью, мудростью и логикой, дабы с помощью ценнейшего энергетического ресурса превратиться в великую страну в ближайшем будущем.
Газета "2000"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/101162.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua