Астропрогноз для Буша

27 янв, 15:30

Ровно 12 месяцев тому назад Буш начинал свою вторую каденцию в атмосфере эйфории избирательного успеха, когда победил соперника с разницей более 3,5 миллиона голосов. К тому же увеличилось и преимущество республиканцев, партии президента, в обеих палатах Конгресса.

«Нас не удержать» — стало любимым лозунгом республиканцев, которые никак не могли дождаться, когда же наконец будут реализовываться их мечты о консервативных реформах, изменяющих Америку: приватизация пенсионной системы, усиление рыночных механизмов в системе здравоохранения и не только очередное снижение налогов, а глубокая структурная реформа налоговой системы и сокращение бюджетного дефицита.

Буш уверенно повторял, что получил от избирателей мандат на проведение глубоких перемен и намеревается полностью им воспользоваться. Политические аналитики прогнозировали, что первые 12 месяцев второго срока президента будут решающими. Это тогда президент должен был осуществить свои важнейшие планы, потому что 2006 год в связи с приближением выборов в конгресс в ноябре уже не подходит для проведения радикальных и рискованных реформ.

Большой провал

И вот прошли 12 месяцев, и на старте 2006 год. Оказывается, что президент не только не смог провести никаких значительных реформ, но и отступил на пути к осуществлению большинства целей, которые поставил перед собой.

Главным мотивом первой половины 2005 года Буш сделал проведение через Конгресс революционной реформы пенсионной системы, так называемой Social Security. Он предлагал создание частных пенсионных счетов, куда американцы должны были направлять часть взносов, шедших до этого времени в государственный фонд. Оппоненты реформы называли ее «приватизацией Social Security». Однако, несмотря на активную кампанию в американской глубинке, десятки речей на многотысячных митингах и встречах с избирателями, Буш потерпел поражение. Реформа застопорилась в комиссиях Конгресса, поскольку ее не поддерживают не только демократы, но и многие республиканцы.

Поэтому в настоящее время, через год после объявления программы, до осуществления реформы Social Security не ближе, чем в момент ее провозглашения. О планах ее продвижения президентом в 2006 году пока никто не говорит.

Также не изменилось расстояние до цели в сокращении бюджетного дефицита или снижении налогов. Здесь двумя главными причинами неудачи являются гигантские расходы федерального бюджета в Ираке и на восстановление разрушенных ураганами южных территорий США. До сих пор только на восстановление Нового Орлеана выделено почти 70 миллиардов долларов, а нужно в несколько раз больше.

До реализации амбициозных политических целей Бушу дальше, чем год назад, также и по той причине, что он потерял за последние месяцы имидж «сильного руководителя». Построенный после покушений 11 сентября его стиль разрушился под ураганными ветрами «Катрины», когда вода залила все участки Нового Орлеана. Запоздалая и не адекватная масштабам катаклизма реакция президента в сочетании с неудачной работой и некомпетентностью назначенных им чиновников (таких, как Майкл Браун, руководитель ФЕМА — Федерального Агентства Кризисного Управления) политически ослабили Белый Дом настолько, что Буш стал напоминать боксера, которому неожиданно связали обе руки. Президент потерял огромную часть влияния в Конгрессе. Дисциплинированные и талантливо до сих пор управляемые ряды республиканцев в Палате Представителей начали нервно дистанцироваться от Белого Дома, понимая, что ослабленный и непопулярный президент накануне избирательной кампании будет, скорее, тянуть их на дно, чем помогать.

Следствием этих перемен были очередные поражения Белого Дома в Конгрессе уже не только в проектах, с самого начала считавшихся сомнительными, как реформа Social Security, но и в таких, принятие которых еще год назад казалось само собой понятным. Конгресс отказался продолжить бессрочный противоречивый антитеррористический закон Patriot Act, а затем отложил работу над ним на январь.

И, несмотря на острое возражение Белого Дома, Сенат принял закон, запрещающий применять пытки по отношению к заключенным в войне с терроризмом. И не дал, при участии нескольких республиканцев, согласия на добычу нефти в национальном парке на Аляске.

Когда республиканские сенаторы дали понять Бушу, что не поддержат его кандидатку на судью Верховного суда Гарриет Майерс, он вынужден был тихо отступить. Этот факт принуждения Буша к отступлению от кандидатуры его ближайшей сотрудницы с психологической точки зрения стал для него самым большим унижением за все время президентства. Казалось, будто этому несчастному боксеру со связанными руками кто-то выбил зубы и сломал нос.

Восстановление позиции

Так что же может сделать такой боксер в 2006 году? Ну, прежде всего, он не собирается сдаваться. Напротив, еще до завершения 2005 года Буш перешел в контратаку и до конца января 2006 года хочет снова перехватить инициативу.

Все указывает на то, что как президент, так и его советники многому за последние месяцы научились и сделали выводы из серии поражений.

Во-первых, войну в Ираке, за что его больше всего критиковали, он смог в декабре повернуть на 180 градусов, показав ее как успех своей политики. Этому способствовали сравнительно спокойные выборы в Ираке, напоминающая избирательную кампанию пропагандистская акция (серия речей и пресс-конференций, в которых даже появились нотки самокритики) и выигранные дебаты на тему ближайшего будущего войск США в Ираке.

Близкие к правительству комментаторы считают, что демократы сделали стратегическую ошибку, провозгласив требование «скорейшего» выведения армии из Ирака. В ноябре демократический конгрессмен Джон Мурта, ветеран Вьетнама, очень уважаемый в Пентагоне, вызвал политическое землетрясение в Вашингтоне, когда стал требовать окончания миссии в Ираке и возвращения войск домой. Раньше такое решение не поддерживал ни один серьезный политик.

После его выступления дебаты вокруг Ирака перенеслись с неприятного для Буша вопроса начала войны на основе фальшивых сообщений — на вопрос: «что дальше?». И в этой ситуации президенту удалось убедить американцев, что «завершение миссии» и постепенное сокращение войск с целью улучшения положения является намного более рассудительной концепцией, чем жесткий план немедленного выведения.

Декабрьское пропагандистское наступление Буша совпало с объявлением очень хороших результатов американской экономики и снижением цен на бензин, которые в Америке всегда имеют политическое значение. Ожидать результатов пришлось недолго. Рейтинг поддержки политики Буша резко поднялся — с рекордно низкого уровня «после «Катрины» — 35-37 до уровня 45-57%.

Новых инициатив на Новый год Буш не провозглашал и к возможным успехам будет идти шаг за шагом, постепенно восстанавливая свои позиции и поддержку политики в Конгрессе. Люди Буша верят, что уже в январе состоится принципиальный поворот к успеху. Возможно, завершатся слушания и состоится голосование по кандидатуре судьи Самуэля Алито, который намного ближе к консерваторам и христианским правым, чем Гарриет Майерс, на должность судьи Верховного суда. Пока что все указывает на то, что в Сенате он получит поддержку. Введение второго в течение полугода консервативного судьи в Верховный суд будет крупным политическим успехом президента.

К концу января Конгресс должен решить судьбу антитеррористического закона Patriot Act, иначе он потеряет свою силу.

Если в январе Буш выиграет баталию за нового судью и Patriot Асt, а ситуация в Ираке будет нормализироваться, то президент со связанными руками снова станет на ноги.

Очевидно, он продолжит борьбу за реформу иммиграционного закона, который позволит как-то легализировать нелегалов, за продолжение налоговых скидок, вводившихся в 2001 и 2002 годах, с верой, что в год выборов даже демократам будет трудно голосовать против снижения налогов.

Но урок 2005 года заключается в том, что грандиозные планы уже не будут фигурировать в риторике президента и он станет осторожнее.

"ГазетаUA"


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/100355.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua