01 фев, 10:35
Накал страстей вокруг ядерной программы Ирана становится заметен невооруженным глазом и всерьез волнует США. Вопрос о разработке Тегераном технологий производства урана для ядерного оружия Штаты и ЕС намерены передать в Совет безопасности ООН.
Хотя сейчас Иран находится под прицелом Америки, в ответ на угрозу применения экономических санкций и военных действий маловероятно, что страна откажется от своей ядерной программы. Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад словно не видит угрозы применения санкций, говоря Западу, что «те, кто оскорбляют Иран, сами нуждаются в нем в десяток раз больше, нежели они нужны Ирану».
В этом он, конечно, прав. Действительно, противоречия между США и Ираном велики, но не меньше и факторов, которые тесно связывают эти две страны.
Во-первых, немаловажен для США тот факт, что Иран является четвертым по величине экспортером нефти в мире, и нарастание напряженности на его границах немедленно повысит цену «черного золота». Удастся ли избежать неконтролируемого повышения цен на горючее, до какого уровня они поднимутся, и не будет ли этот подъем непосильным бременем для мировой экономики, в частности, для экономики США? Ответы совсем не очевидны.
Во-вторых, интересы США и Ирана совпадают в Ираке. Граница между этими странами длинна и уязвима. Многие из наиболее влиятельных религиозный деятелей Ирака жили или учились в Иране, что предоставляет Тегерану возможность доступа к политикам и священнослужителям, которые могут однажды возглавить влиятельные политические силы Ирака.
Очевидна заинтересованность Тегерана в том, чтобы избежать начала гражданской войны в Ираке и сохранить страну как унитарное государство. Иранская элита в своем большинстве поддерживает демократический Ирак и полностью осознает, что Ираку в целях самовыживания желательно согласованно разделить власть между шиитами, суннитами и курдами.
Иран может помочь США в экономическом восстановлении Ирака также благодаря своим связям с влиятельными иракскими предпринимателями и своей официальной помощи Багдаду. Заинтересованность Тегерана в предотвращении политической раздробленности Ирака дает ему повод для поощрения шиитских партий и ряда независимых ополченцев, которые бы сотрудничали с центральным правительством, давая отпор сепаратистским идеям.
Основу для новой системы безопасности в Персидском заливе можно было бы попытаться создать, проведя переговоры между Ираком, Ираном и США. Взаимовыгодное сотрудничество могло бы начаться с подписания договоров о контроле за вооружениями, и продвигаться вперед к созданию совместных органов обеспечения безопасности и общих рынков. И хотя до этого еще довольно далеко, процесс достижения этой цели помог бы облегчить геополитические неопределенности, мотивирующие стремление Ирана обладать ядерным оружием, и утихомирить беспорядки, происходящие в Ираке.
Поэтому для Вашингтона желательно было бы добиться от Тегерана желания сотрудничать. Но президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад не такой человек. Неуловимые нити интриг в борьбе за власть сплетены внутри религиозного государства между прагматиками в лице Акбара Хашеми Рафсанджани и новым президентом с его окружением.
Ахмадинеджад, заняв свой пост, стремится укрепить свою власть путем разжигания революционных огней, несмотря на возможную изоляцию Ирана. Учитывая довольно резкие, порой неожиданные речи президента и радикальность его политических взглядов, очень решительным покажется совет Вашингтону искать сотрудничества с Ираном. Но ведь дальнейшее обострение ситуации не только не угомонит стремление Ирана к обладанию ядерным оружием, но и не приведет впоследствии к стабилизации в Ираке.
По материалам International Herald Tribune
Александр Гержан
ELCOMART Политика
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/100130.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua